Бессознательное сверх-Я

0
by on Сентябрь 12, 2011 at 20:11

Сеанс у психотерапевта.

«Сверх-Я», будучи носителем моральных и религиозных чувств, то есть эксклюзивным «дистрибьютором» кантовского «категорического императива», выполняет функции внутреннего прокурора, внутреннего адвоката, внутренней патрульно-постовой службы, внутреннего аудитора и внутренней же ревизионной комиссии. При этом знания человека о том «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» могут не иметь со Сверх-Я ничего общего, поскольку именно Сверх-Я в паре с Оно образуют «коалицию», объединенную термином «бессознательное».

Методом исключения нетрудно догадаться, что оставшаяся ипостась личности – «Я» – вполне осознаваема. В общем-то, так оно и есть. «Я» – это полпред личности «в миру»; видимая другим (и себе самой) верхушка человеческого айсберга, усваивающая и перерабатывающая во благо себе-любимой весь личный опыт. При этом именно «Я» пытается играть роль посредника между похотливым и безбашенным Оно и непогрешимым Сверх-Я. Известно также, что когда вы думаете, что подарить на день рождения своему другу, нередко делаете выбор на том, что подарили бы себе любимому. И если между друзьями есть много общих интересов, то даже в таком случае подарок, выбранный «для себя» к дню рождения, понравится и другу.

Почему «пытается»? Потому что по большому счету «Я» солидарно с Оно и не прочь покуролесить на вкус последнего, но, с одной стороны, именно «Я» отягощено опытом жизни в обществе, который подсказывает, что это от этого самого общества может здорово влететь, а с другой стороны, именно «Я» в случае чего подвергнется порке розгами со стороны совести от «Сверх-Я». «Я», таким образом, находится в незавидном положении Украины, зависимой с одной стороны от энергоресурсов России (Оно), а с другой – от демократических ценностей Запада (супер-эго). На примере той же Украины видно, что попытки более плотного сближения или конфронтации с одной из сторон приводят к серьезным кризисам. И если наши братья-славяне пока худо-бедно выкручиваются, то внутри человеческой личности эти кризисы бушуют не переставая, что, по мнению Фрейда, и приводит к возникновению комплексов, депрессий, неврозов, истерик и прочей психоневрологической пакости.

На практике, то есть для лечения, Фрейд предложил метод психоанализа. Суть его в следующем: проникая в «подсознание» пациента с помощью гипноза, при провоцировании эффекта переноса эмоций пациента с реального объекта на личность врача (эффект называется «трансфер») или при помощи метода свободных ассоциаций, психотерапевт «нашаривает» в потемках чужой души первопричину того или иного недуга (фобии, невроза и т.п.) и предлагает пациенту совместно еще раз пережить случай, приведший к внутреннему конфликту (то есть конфликту между Я, Супер-Я и Оно), направив на сей раз высвободившуюся энергию надлома не в тупик болезни, а в некое позитивное русло. Еще раз подчеркиваю: изложенное выше – попытка популярно изложить в нескольких словах труд, которому умнейший человек посвятил сорок пять лет своей жизни. Разумеется, упрощения и некоторые искажения неизбежны, не взыщите.

Константин Андреев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архивы