Двоюродные братья во Христе

0
by on Декабрь 28, 2010 at 02:33

Архиепископ Павел Пецци в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Орле

Предыдущий материал читайте здесь.

Начнем с католиков – как наиболее близких по вероисповеданию людей, представляющих единую с РПЦ мировую религию – христианство. Во всяком случае, фигурально «обвинить» католиков в «отсутствии на них креста» невозможно было даже в самые православно -«мракобесные» времена. Крест наличествовал, пусть и несколько иной. Увы, разночтения отдельных положений Библии не позволяют православным и католикам считать друг друга родными «братьями». Но двоюродными – вполне.

На Орловщине католический приход (то есть достаточное для проведения месс число верующих) сложился ко второй половине девятнадцатого века – преимущественно из числа репрессированных на родине и сосланных к нам поляков, а также поляков, проходивших в наших краях воинскую службу и чуть позже присоединившихся к ним строителей-прибалтов, тянувших через Орел Рижскую железную дорогу. Католицизм исповедовали и некоторые зажиточные немцы, имевшие в Орле свой бизнес.

Так или иначе, в середине XIX века около двухсот потенциальных прихожан, исповедовавших католичество, на свои деньги выкупили у городских властей небольшой участок земли на пересечении улиц (здесь и далее для наглядности все названия улиц приводятся в их современной «ипостаси») «Горького» и «7-го ноября» и выстроили там так называемую каплицу – одноэтажную церквушку; что-то, вроде православной часовни, в которой тем не менее можно было проводить богослужения. В 1864 году здание было освящено и получило статус официального оплота католиков в Орле.

В семидесятые годы XIX века еще одна «кроха»-каплица появилась на Свято-Троицком кладбище в районе католико-лютеранского участка захоронений. В 1867-1868 годах каплица на «7 ноября» была основательно перестроена в соответствии с традиционными католическими архитектурными канонами. В городе «вырос» настоящий костел, что очень скоро себя «оправдало»: с началом Первой Мировой войны из Польши на восток потянулись беженцы – кто-то из них оседал в Орле. Многие воинские части, расквартированные на Орловщине, комплектовались из поляков. Дабы расширить «полезную площадь» для паствы, костел пришлось реконструировать, пристроив к нему ризницу. После «прописки» в нашем городе Октябрьской революции костел был сдан большевиками католической общине… в аренду! Мол, «балуйтесь», если хотите, только платите денежки.

А в начале 30-х начались репрессии. Большая часть немцев и поляков предпочли (попытались) эмигрировать из Совдепии. Духовенство же покидать паству права не имело. В 1931 году за «шпионаж» посадили одного орловского ксендза, потом еще одного, потом даже органистку(!). К 1938-му в лагерях оказались ВСЕ орловские католические священнослужители, а костел со «священной» формулировкой «по просьбам трудящихся» был закрыт. Вся храмовая атрибутика подлежала уничтожению, а помещение (до чего же цинично в данном контексте звучит это слово!) «отходило» в пользу спортобщества «Динамо» – под спортзал. В те же 30-е прикрыли и каплицу на Троицком. После войны бывшее здание костела (уже почти неузнаваемое) было передано молодому заводу «ПродМаш», коему оно принадлежит и поныне.

Читайте дальше.

Константин Андреев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

комментарии