Любовь зла — полюбишь и «Чёрный квадрат»

2
by on Март 13, 2011 at 22:18

Тоже почти черный и почти квадрат.

Предыдущую часть читайте здесь.

В качестве примера приведу «Черный квадрат» Малевича (любой из семи, дерзновенным автором написанных). Любой искусствовед подтвердит, что эта картина – своего рода «живая иллюстрация» к теоретическому кредо столпа супрематизма; нарочито утрированная, но предельно выразительная и лаконичная визуализация его манифеста «От кубизма к супрематизму».

Есть еще один аспект — форма отображения объекта для восприятия. Для того, чтобы увидеть «Черный квадрат», вы можете отправиться в музей, а можете скачать его репродукцию на android archos в сопровождении аудиофайла, в котором проникновенным голосом будет рассказываться история создания картины. В первом случае вы будете находиться под влиянием соприкосновения с материальным оригиналом, во втором — с подачей материала в сочетании с дополнительными медийными средствами. Голос «за кадром», как хорошая сваха, способен вам все расписать с учетом законов психологии восприятия (да еще НЛП загонят в текст) — и возникнет иллюзия, будто вы все понимаете, и уже любите Малевича больше, чем свой android archos, подаренный другом (подругой) в День всех влюбленных. Подача — это такая хитрая штука, американские сетевые коммивояжеры умеют продать то, что выгодно им, а не нужно вам. И где правда?

Человек, знающий всё это, сумеет оценить «Черный квадрат», прочитать его «тайный» смысл; расшифрует сокрытое в нём послание и так далее, и тому подобное. То есть, искушенный искусствовед способен правильно трактовать, «оприходовать» эту картину. Но едва ли кто-то, не покривив душой, скажет, что ему нравится «Чёрный квадрат», что он любит это полотно, что его «торкает» шедевр Малевича. Кстати, если кто-то вам заявит, что ему нравится «Чёрный квадрат», поинтересуйтесь – какой именно из семи. А заодно – почему остальные шесть нравятся меньше. Обещаю весёлый аттракцион.

Таким образом, признание «Я в этом ничего не понимаю» вовсе не лишает зрителя, слушателя и читателя морального права сказать «Мне нравится» или «Мне не нравится». Искушенность нужна для того, чтобы попытаться дать объективную оценку произведению, вот только смысла в этом я не вижу. Смотрите вы на человека противоположного пола и понимаете, что он (человек) вам нравится. Зачем нужно знание о том, почему (по совокупности каких именно антропометрических данных) этот человек должен нравиться, я совершенно не представляю.

Более того, объективный анализ этих самых пресловутых антропометрических данных может привести к выводу, что симпатичный вам человек как раз не должен и не может нравиться ни при каких обстоятельствах. И что? А ничего. Любовь зла, о вкусах не спорят. И с этой точки зрения, совершенно лишается смысла противопоставление массового искусства элитарному. Для каждого «едока» искусства субъективно лучше то произведение, которое ему «вкуснее», независимо от того, кем, как и из чего оно «приготовлено».

Более того, получается, что массовое искусство (попса в любых ее проявлениях) лучше справляется со своей основной задачей («торкать»), чем искусство «высокое». Но здесь мы сталкиваемся с парадоксальным общечеловеческим критерием ценности – степенью уникальности. Чем что-то реже и чем в меньшей степени поддаётся воспроизведению и повторению, тем оно ценнее – независимо от прикладного значения «раритета».

Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

комментарии