Предмет искусства, как гастрономия

0
by on Март 23, 2011 at 21:10

Попкорн, как предмет вдохновения.

К разговору подключился Владимир Панфилов и сразу расставил рамсы:

Я по отношению к Констанину Андрееву нахожусь в более благоприятных условиях. Оппонировать уже написанному всегда выгоднее. Тема, нужно отметить, вечная и пока к единому знаменателю человечество не пришло. Аргумент – «О вкусах не спорят», не корректен, так, как человечество только тем и занимается, что дискуссирует о предпочтениях.

Владимир Панфилов.
Гастрономические примеры в статье Константина Андреева вполне уместны, раз уж речь идет о вкусах. Но я бы уточнил, что они хороши, когда речь идет о массовой культуре. А образы борща и торта заменил бы на семечки и попкорн. Попкорн – это «Аватар», Леди Гага, мюзиклы Уэбера и т.д., семечки – «Наша раша», Пугачева, Донцова и прочие. И невостребованность сисек Семенович (как и прочих прелестей отечественных звезд) в Европах и Америках вполне объяснима. Не грызут на Западе семечки, нет у них этой традиции, а вот попкорн и мы потребляем.

Я не утверждаю, что семечки хуже, просто они уж очень местечково-специфичны. И отказываться от них бессмысленно. Нравится российскому обывателю шелуха на губах в виде Баскова и Никаса Сафроноса, а, значит, на спрос будет предложение. И с утверждением Андреева, что искусство такой же предмет потребления, как и прочие, я абсолютно согласен. И потребитель всегда определял качество и глубину произведения. И это касается не только попсы, но и классических образцов.

Интересно, неоднократно обращал внимание на то, как мои ровесники (родом из СССР) начинают передергивать понятия в полемике. Будто смысл в том, чтобы раз и навсегда убедить себя любимого в верности сложившегося мировоззрения (которое уже нет возможности изменить). Я, к примеру, не вижу ничего плохого в том, что, если я еду в Узбекистан, меня погода в Самарканде завтра интересует куда больше чем все исторические сокровища Бухары. Всему свое место — но любая культура человека, если она не направлена в вертикальном векторе, суть продукт — и неважно, для ума ли, желудка, или седалища. Важно другое — это горизонтальный вектор культуры, ибо она не приводит к спасению. Сама по себе — ни как вещь, ни как символ, ни как ритуал. А вот шелушащий семечки хлопец, не забывающий осенить себя крестным знамением перед храмом — этот мне важнее и ценнее всех мировых секулярных культур.

Высокую мессу Баха, Джоконду Леонардо, «Преступление и наказание» Достоевского, «Аиду» Верди и еще тысячи и тысячи шедевров мировой классики объединяет такой факт – все они сделаны под заказ. Миф о том, что гений творит исключительно по повелению души – сказка для бедных. Но кроме заказа конкретного, художник ориентировался и на опосредованного заказчика. На его менталитет, интеллект, культурный багаж. Я не собираюсь обвинять творцов в примитивном сребролюбии и корысти. Кроме презренного металла они жаждали и славы, и возможности стать лучшими в профессии, и бессмертия в веках. Стимулы у каждого были свои, но возможность реализовать их, была исключительно через достойного ценителя своего творчества.

Заказчика можно проследить даже по стилям в искусстве. Антика – это образованный рабовладелец, с прекрасными знаниями мифологии, философии, этики и т.д. ренессанс – аристократ духа и меценат, классицизм — изысканный дворянин. Во второй половине девятнадцатого века заказчиком становится буржуа, но не просто нувориш, а буржуа подражающий аристократу. Буржуа-меценат и дилетант (в хорошем, классическом смысле слова).

Век двадцатый, породив «общество потребления», приравнял предмет искусства к продукту массовому и продвигать его стал как Кока колу и чипсы. И весьма в оном преуспел. Искусство для масс существовало всегда, но только в наше время оно превратилось в индустрию. Обыватель платит автору напрямую, через покупку аудио и видео носителя, рейтингом телепрограмм, количеством посещений кинотеатров. А следовательно на первое место выхолит уже маркетинг и промоушн. Никого сейчас не удивляют звезды, кроме форм и секс каналов никакими достоинствами не обладающие. Пипл хавает. А усредненный зритель (читатель, слушатель) высокое искусство не датирует.

Читайте окончание.

Владимир Панфилов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архивы