Рождество в России

0
by on Февраль 14, 2011 at 14:16

Предыдущую часть читайте здесь.

Раз уж мы коснулись влияния языческих традиций на христианство, нельзя не упомянуть о народных обычаях, связанных с празднованием Рождества на Руси. Предшествующий Рождеству день называется сочельником, от славянского слова «сочиво» – кутья.

Изначально кутья – это размоченные в воде пшеничные зерна, однако со временем незатейливое это блюдо подверглось некому кулинарному «апгрейду». В результате в Вологодской губернии, например, кутью готовили, разваривая горох с пшеницей с примесью сока из конопляного семени (ядреное, должно быть, получалось кушанье!) или меда. Помимо кутьи обязательной частью сочельнической трапезы был «взвар» – компот из сушеных плотов и ягод на меду. Нередки были толокно и кисели. Вся эта гастрономическая роскошь, впрочем, доступна была лишь после того, как вечером 24 декабря на небе загоралась первая звезда, символизировавшая звезду Вифлеемскую.

Помните один из первых качественных рекламных роликов, появившихся на российском телевидении (серия «Всемирная история»), в котором императрица Екатерина интересуется на праздничном ужине у полководца Суворова, отчего тот не притрагивается к еде. – Так ведь пост, матушка, – отвечает Александр Васильевич, – До первой звезды нельзя, ждем-с. Это, кстати, «анекдот», имеющий под собой историческую реальную основу. Так, говорят, всё на самом деле и было, и после остроумного ответа Суворова просвещенная императрица действительно пожаловала ему долгожданную звезду Ордена Андрея Первозванного.

N.B. Пытаюсь добросовестно понять — чье Рождество отмечали, по мнению Константина, славяне до крещения этих народов? Привычка такая, бывало, смотришь «Вишневый сад» в театре, и подмечаешь, что деревянная садовая мебель на сцене из Италии.

После ужина люди обычно отправлялись в церковь на ночную Рождественскую службу – литургию Василия Великого. С первого дня Рождественских гуляний начинались угощения посерьезнее. В первый день рождества с дохристианских времен сохранился обычай подавать на стол свиную голову, запеченного поросенка или горячий окорок. Ритуальная трапеза включала самое божество, и свинья, таким образом, олицетворяла «животный образ бога». Жареный поросенок или кабан символизировал опять же солнечное божество, умерщвленное и возрождающееся в съевшем его человеке.

Читайте дальше.

Константин Андреев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архивы