Советская педагогика и психоанализ

0
by on Октябрь 25, 2011 at 00:56

И. Д. Ермаков.

Можно оставить на совести красной евгеники всевозможные педологические эксперименты первых послереволюционных лет. Остановиться можно лишь на одном (зато каком!) из них. В 1920 году уже известный нам профессор И. Д. Ермаков при поддержке Троцкого создал при Государственном психоневрологическом институте отдел психологии и руководил им. Детищами именно этого отдела стали два уникальных заведения. В Питере и Москве были открыты детские «дома-лаборотории».

И пусть опыты на детях в этих «лабороториях» проводились скорее умозрительные, нежели практические, страшненькой сути это не меняет. Набрали детишек (причем, не беспризорников каких-нибудь, а самых что ни на есть КОНКРЕТНЫХ детишек. В московском Доме ребенка, например, сын Сталина Василий воспитывался) и решили: давайте-ка мы изолируем их от несовершенного пока что общества и попробуем воспитать, подвергая ежесекундно психоанализу и внося общественно полезные коррективы в бессознательное.

И попробовали. На практике это означало примерно следующее. Ежели, скажем, учительница замечала, что мальчик проявляет сексуальный интерес к девочке, она должна была сначала (в строгом соответствии с рекомендациями психоанализа!) перенести этот интерес с девочки на себя (!) (добиться «трансфера»), а уже затем мягко направить его в некое позитивное русло, то есть исхитриться перебросить из сексуальной сферы в творческую. Равносильно тому, как желающему отправиться сегодня туристом на курорт в Египет, предложили бы заменить туры в Египет из Уфы в ноябре рисованием изображений египетских курортов и себя любимого — и чтобы человек от этого приобрел настоящий загар и испытал запах моря в носу.

Расцвет этого маразма пришелся на 1923 год, когда Ермаков возглавил им же созданный Государственный психоаналитический институт. В «Положении» об этой конторе были определены три главные задачи: 1) организация научно-теоретических исследований в области психологии взрослых и детей; 2) научное изучение вопросов, вызванных государственными потребностями; 3) подготовка научных работников вузов в области психоанализа.

Нетрудно догадаться, что основная часть пункта второго – удовлетворение потребностей государства в высокосознательных «зомби» – с треском была провалена, а психоаналитический институт и дочерние по отношению к нему детские дома-лаборатории с не меньшим треском закрыты.
Говорят, имел место такой анекдот.
Как-то маленького Васю Сталина привезли из детского сада-лаборатории домой на побывку.
– Ну, сынок, расскажи, что вы делаете в своем Доме детей? – поинтересовался заботливый отец.
– Нас учат заниматься онанизмом, папа, – ответил простодушный Василий.
С этого, дескать, разгон психоанализа в СССР и начался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы

комментарии