В чем ценность неповторимых произведений искусства?

2
by on Март 18, 2011 at 22:43

"Девушка с веслом" снова украсит Парк Горького!

Предыдущую часть читайте здесь.

Считается, что «подлинные» произведения искусства ценны именно потому, что неповторимы. Но лично мне не очень понятно, что в этом хорошег Да, неповторимы. Да, нужно быть настоящим мастером и подлинным гением, чтобы изваять, допустим, Венеру Милосскую. А чтобы изваять «Девушку с веслом», гением быть не нужно.

Но кто мне объяснит, чем мраморная Венера лучше гипсовой любительницы активного отдыха на открытых водоемах, если вторая по-настоящему «торкала» случайных зрителей не реже, чем первая? Или кто-то мне попытается доказать, что люди, которых торкает Девушка с веслом, ХУЖЕ людей, которых торкает Венера? А? То-то!

Или другой пример. Чтобы петь так, как поет Монсерат Кабалье, нужно долго учиться и обладать врожденным талантом, и … и вообще – нужно быть Монсерат Кабалье. А чтобы петь так, как поет Анна Семенович, вообще ничего не нужно… Нет, это неудачный пример. Семенович торкает не песнями, а сиськами. Ну, хорошо – чтобы петь так, как поет, допустим, Ани Лорак, вообще ничего не нужно – ни образования, ни мастерства, ни таланта, нужен только хороший продюсер, однако ж кого-то торкает Кабалье, а кого-то Ани Лорак, и чем в свете этого факта первая ценнее второй? Тем, что Кабалье неповторима? А почему это ценно? Другое дело, что потребители оперной примадонны очень редко потребляют музыку формата Лорак и наоборот, а значит, обе они необходимы и самоценны – с точки зрения оптимизации ассортимента прекрасного в музыкально-песенном сегменте культурного «супермаркета».

Возможно, мы оба неправы, но я полностью поддерживаю тезис Андреева. Для меня, например, гениальность изобретателей операционной системы windows
более очевидна и значима — они создали по-настоящему полезный для масс продукт, открывший возможность работать и любоваться той-же Венерой Милосской, не выходя из дома в любом разрешении. К слову, те же работники искусства должны «в ножки поклониться» работающим на Гейтса специалистам — он и им открыл безграничные возможности — обработки и передачи информации о своих «нетленках», например.

И, коль я уж начал… Никогда не понимал, почему смерть популярного актера (или поэта, или певца) оборачивается национальным трауром, а смерть рядового учителя или врача (простите за спекулятивный социальный штамп) – нет. Что актёр (поэт, певец) умел по-настоящему? Лицедействовать, кривляться, слова ладно складывать, звуки сладкие издавать… Это же… Ну, «торт». Без торта можно обойтись вполне. С ним – лучше, но можно и без него. А работа учителя или врача, плоды их работы – это «хлеб», без которого никуда. Можно написать много красивых слов о том, что деятели искусства – это, де, и совесть человечества, и количество-то добра и красоты в мире они приумножают, и души наши без прекрасного зачерствеют… Но это всё – слова. А Марк Бернес пел когда-то песенку, «Песня простого человека» называлась… И там были такие слова: «А без меня, а без меня здесь даже солнце б не вставало, Здесь даже солнце б не вставало – когда бы не было меня. Нас ТАКИХ большинство – простых людей, без труда которых обойтись было бы проблематично. При этом большинство из нас – именно ПОТРЕБИТЕЛИ искусства. А его производители и создатели, получается, трудятся, чтобы нам доставить удовольствие, чтобы нас торкнуло.

Так почему же богема самопровозгласила себя элитой? Почему «человек искусства» считает себя вправе задирать нос и презирать всех, кого его творчество не торкает? И почему мы, потребители искусства, относимся к этому как к само собой разумеющемуся? Почему, когда в гастрономе нам пытаются продать хреновый творог, мы возмущаемся, отстаиваем свои потребительские права, чувствуя себя ГЛАВНЫМ в связке «продавец-покупатель», а когда речь заходит о потреблении духовной пищи, заранее признаем полное своё бесправие?

Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 комментария

  • oca

    18/03/2011

    > А Марк Бернес пел когда-то песенку, «Песня простого человека» называлась…

    Ухахахаха. Аврелика (см. рассказ Голявкина) какая замечательная — Приводить в качестве поддержки своей мысли о важности простого человека слова песни известного человека. Вот засада: надо же было для подтверждения использовать слова простого человека. Вон, хоть Степаныча из 3-го подъезда. А то получается, что свой же тезис и не используется.

  • Pingback: Любовь зла — полюбишь и «Чёрный квадрат»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архивы

комментарии