В память о Фрейде

0
by on Сентябрь 5, 2011 at 22:04

Старый канат на берегу - и никакого психоанализа.

Шестого мая человечество без шума и пафоса отметило 153 годовщину со дня рождения Зигмунда Фрейда – «отца» наиболее парадоксального и (что тоже парадоксально) наиболее прикладного учения о психике. Впустить читателя на территорию этой статьи через раздолбанный турникет фразы «Именно Фрейду мы обязаны тем, что…» не позволяет одно простое обстоятельство: ничем таким особенным каждый из нас в отдельности Фрейду (в отличие, скажем, от изобретателя паровоза или телевизора) не обязан.

Заводская труба вызывала у наблюдателей фаллические ассоциации задолго до появления теории психоанализа, в остальном жизнь и быт обывателя вполне конвертируемы по курсу старины Павлова – того самого, с «собаками». Ну, а современное усиление агрессивности отрицательного героя, сажанием его на разрушительную или строительную спецтехнику (помните волка из «Ну погоди!» на кране, на катке и прочей спецтехнике), и, соответственно уравнивание положительного героя в мощах, методом сажания его на не менее мощный грейдер или фронтальный погрузчик, это уже стало просто штампом, или завуалированной рекламой спецтехники на сайте www.amur-import.ru. Словом, каждый мужик любит понтануться… И тем не менее…

Почти безо всяких усилий со стороны своих апологетов фрейдизм (и сама фамилия Фрейд) в наше время стали брэндом, то есть «торговую марку» знают не только потребители этой продукции, но практически все. Представления же о предлагаемом «фирмой» «товаре» у большинства граждан весьма расплывчаты и зачастую далеки от истины. Психоаналитики у нас только входят в моду, зародившийся было перспективный контингент богатых истеричек как класс так и не состоялся – попал под каток кризиса. Иных точек соприкосновения теории Фрейда с народом в нашей стране что-то не видно. Отсюда и невостребованность, и как следствие – непопулярность.

Словом, вначале не лишним будет коротко напомнить основные положения теории, в свое время не только перевернувшей психиатрию, но поставившей под сомнение некоторые постулаты социологии. «Коротко!..», возмутятся специалисты, — «Как можно сложнейшую эту теорию изложить коротко!?». А вот так. Кто-то из великих в свое время заметил, что если теорию невозможно доступным языком изложить восьмилетнему ребенку, значит теория – фуфло. Ну, или что-то вроде того. Сам Фрейд, думаю, на мою попытку прореагировал бы словами: «Размер не имеет значения».

Итак, согласно Фрейду, личность каждого человека складывается из трех ипостасей: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). Под «Оно» понимается наиболее «животная» составляющая, подчинённая лишь принципу удовольствия и ничего не «знающая» ни об обществе, ни тем более о наложенных им ограничениях и правилах. При этом под удовольствиями здесь следует понимать не некие способы ублажения души и тела, но удовлетворение двух фундаментальных потребностей: Эроса и Танатоса. Если к Эросу относится все, что способствует жизни (агрессия) и продолжению рода (либидо), то Танатос высшим благом почитает небытие, смерть; причем не как тупик, а как возвращение домой после вынужденного странствия.

Фрейд решил это противоречие, объявив все позитивные «поползновения» «частными влечениями, имеющими целью обеспечить организму его собственный путь к смерти и устранить все посторонние вероятности возвращения его в неорганическое состояние». («По ту сторону принципа удовольствия», 1920. Одна из наименее «раскрученных» и наиболее глубоких книг Фрейда.) И в любом случае именно Оно является источником внутренней энергии.

Константин Андреев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архивы