Версия происхождения Ермака

0
by on Октябрь 10, 2013 at 15:42
Ермак покоряет Сибирь.

.

О том, насколько добровольно Строгановы отдали свои земли под опричнину, и почему на самом деле отправились осваивать Сибирский край (а это был очень богатый род) — спорить можно бесконечно долго. Однако, когда говорят о том, что они наняли казачьи отряды во главе с атаманом Ермаком, это весьма сомнительно. Дело в том, что в те времена (XVI век казаки не состояли еще на службе в регулярных частях). В конце XIX столетия бытовала другая версия, которая противоречила официальной истории Карамзина — и сам Ермак не был казаком, и имя его было иное, Ермаком было произвище предводителя большой разбочничей шайки. И именно ее наняли Строгановы для освоения земель, лежащих подальше от Москвы и Иоанна Грозного.

В 1882 году в газете «Восточное Обозрение» к празднование 300-летия покорения Сибири появилась интересная обзорная статья. В те времена газетой управлял еще ее основатель, лучший знаток истории Сибири Ядринцев. Предлагаем на суд читателя версии происхождения Ермака, озвученные 130 лет назад.

Мы обращаем внимание на статью М. Пуцилло «К вопросу кто был Ермак Тимофеев, покоритель Сибири», Русский Вестник 1881 г. за ноябрь. Автор этой статьи даст свод сведений, в разное время появившихся в печати относительно личности Ермака. Статья начинается эпиграфом, заимствованным из летописи Саввы Есипова — «избра Бог ни от славных муж, ни от царска повеления воевод, а вооружи славою и ратоборством и вольностью атамана Ермака Тимофеева сына и с ним пятьсот сорок человек».
Не разрешая вопроса о том, кто был родом Ермак, автор сопоставляет разноречивые показания историков и летописцев, касавшихся этого предмета. Уже в сборнике песен Кирши Данилова есть песня о том, как «Ермак взял Сибирь». А в русских народных картинках, собранных г. Ровинским, личность Ермака Тимофеевича связывается с былинами об Илье Муромце, которому он считается племянником. В сборнике Киреевского Ермак признается племянником самого князя Владимира. Г. Ровинский, между прочим, замечает, что Ермаками или Еремками в народе назывались целовальники. Как видно, народная память давно уже останавливалась на Ермаке и его подвигах, и, может быть, позднейшему герою-покорителю Сибири придала издавна существовавшее характеристичное имя, утратившее теперь свое настоящее значение.

Летописи не всегда согласно называют покорителя Сибири Ермаком. Он называется иногда Ермолаем, иногда Гермаком. В Черепановской же летописи он называется Василием, а в синодике, который был составлен в Тобольске, первым сибирским архиепископом, он записан Ермаком, и никакого христианского имени не прибавлено. Так как синодик был составлен еще в то время, когда некоторые из сподвижников Ермака были живы, то надо думать, что в Сибири при жизни своей Ермак носил именно это имя, и настоящее его имя было неизвестно. Историк войска донского г. Броневский называет Ермака донцом, уроженцем Качалинской станицы, и говорит, что он был выбран старшиной этой станицы, в 1577 году назначен был охранять границы от Астрахани до реки Дона, но вместо того чтобы охранять, стал заниматься разбоем на реке Волге и в местах, прилегающих к Каспийскому морю. К сожалению, г. Броневский не указывает, откуда он взял эти сведения.

Между тем, в истории и жизнеописаниях ее деятелей г. Костомарова говорится следующее: «Что касается до Ермака Тимофеева, то нет основания предполагать, чтобы он принадлежал к разряду волжских удальцов, навлекших на себя опалу своими разбоями. Напротив, оказывается, что в качестве казацкого атамана он находился в царской службе, и в конце июня 1581 года вместе с русскими силами был под Могилевом на Днепре. Вслед за тем, в 1582 г. он находился в г. Перми на царской службе, и это доказывается царской грамотой Строганову, в которой, делая выговор последнему за Урал, царь приказывает возвратить Ермака в Пермь на место его службы». Далее в той же истории г. Костомарова еще раз приводится царская грамота, где упоминается о Перми, как о месте служения Ермака и прибавляется, чтобы ему «отнюдь не затевать ссоры с Сибирскими султаном».

В летописи Черепанова, составленной в г. Тобольск в 1760 г. ямщиком Черепановым (подлинник этой летописи, по словам покойного Спасского, хранится в императорской академии наук), происхождение Ермака описывается подробно следующим образом. «В некоторой сибирской истории упомянуто о роде атамана Ермака, а писатель этой истории при ней своего имени не объявил. Он и начал свою историю тем, якобы сам Ермак о происшествии своей природы объявил: дед его был города Суздаля посадский человек, а жил в великой скудости и искал нищете своей перемены, старался сыскать себе пропитание; того ради перешел он в город Владимир, именем его звали Афанасий Григорьев сын Алянин, и тут вскормил он двух сынов, которых именами звали, первого Родион, а другой Тимофей, и с ними кормился извозом, и в некоторое время оной Афанасий был из найму в подводах у некоторых воров на Муромских лесах и с ними пойман сидел в тюрьме и по случаю из оной тюрьмы бежал, и в городе ему жить было нельзя, то он взял жену и детей и с ними переехал в уезд Повольский и там вскоре умер, и дети его Родион и Тимофей, от скудости своей искали себе лучшего пропитания, переехали жить на реку Чюсову в вотчины Строгоновых; оттого они прослыли Повольские, тут родились у них дети. У Родиона было два сына, Дмитрий да Лука; у Тимофея дети: Гаврило, Флор да Василий. Василий весьма был силен в речист и ходил он на стругах по Каме и Волге в работе, и от той работы вступил он в такую отвагу, прибрал к себе прежде небольшую артель и с того пошел он от работы и на разбой, а артельщики видели его смелость и проворство; для того по выбору назвали его атаманом, а потом артель его, или лучше сказать шайка разбойническая, так до знатного числа умножилась из донских казаков и прочих своевольщиков. Еще когда он, Василий, находился на судах в работе, тогда он назван был от товарищей своих Ермаком для оказанных от него услуг при варении артельной каши, а ермак по их назывался дорожный таган, либо по волжскому наречию так же ермаком жерновой ручной камень называют, которым знаменованием те же ево к артелям заслуги показывают». Карамзин думает, что это сказка, Небольсин же в своих статьях о покорении Сибири считает это сказание достоверным, сам автор также считает эту летописную биографию Ермака наиболее заслуживающей доверия.

Далее автор разбирает значение слов «казак» и «атаман»; указывает, что в XVI столетии слово «казак» было тождественно с гулящим человеком, бродягой. Слово «атаман» образовалось из слова «ваттаман», что означало прежде всякого начальника на рыболовном судне, начальника экспедиции промышленников, начальника ватаги.

«Восточное Обозрение», 5 августа 1882 года.

in История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Календарь

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

комментарии