Бессознательное сверх-Я

0
by on 12 сентября, 2011 at 20:11

Сеанс у психотерапевта.

«Сверх-Я», будучи носителем моральных и религиозных чувств, то есть эксклюзивным «дистрибьютором» кантовского «категорического императива», выполняет функции внутреннего прокурора, внутреннего адвоката, внутренней патрульно-постовой службы, внутреннего аудитора и внутренней же ревизионной комиссии. При этом знания человека о том «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» могут не иметь со Сверх-Я ничего общего, поскольку именно Сверх-Я в паре с Оно образуют «коалицию», объединенную термином «бессознательное».

Методом исключения нетрудно догадаться, что оставшаяся ипостась личности – «Я» – вполне осознаваема. В общем-то, так оно и есть. «Я» – это полпред личности «в миру»; видимая другим (и себе самой) верхушка человеческого айсберга, усваивающая и перерабатывающая во благо себе-любимой весь личный опыт. При этом именно «Я» пытается играть роль посредника между похотливым и безбашенным Оно и непогрешимым Сверх-Я. Известно также, что когда вы думаете, что подарить на день рождения своему другу, нередко делаете выбор на том, что подарили бы себе любимому. И если между друзьями есть много общих интересов, то даже в таком случае подарок, выбранный «для себя» к дню рождения, понравится и другу.

Почему «пытается»? Потому что по большому счету «Я» солидарно с Оно и не прочь покуролесить на вкус последнего, но, с одной стороны, именно «Я» отягощено опытом жизни в обществе, который подсказывает, что это от этого самого общества может здорово влететь, а с другой стороны, именно «Я» в случае чего подвергнется порке розгами со стороны совести от «Сверх-Я». «Я», таким образом, находится в незавидном положении Украины, зависимой с одной стороны от энергоресурсов России (Оно), а с другой – от демократических ценностей Запада (супер-эго). На примере той же Украины видно, что попытки более плотного сближения или конфронтации с одной из сторон приводят к серьезным кризисам. И если наши братья-славяне пока худо-бедно выкручиваются, то внутри человеческой личности эти кризисы бушуют не переставая, что, по мнению Фрейда, и приводит к возникновению комплексов, депрессий, неврозов, истерик и прочей психоневрологической пакости.

На практике, то есть для лечения, Фрейд предложил метод психоанализа. Суть его в следующем: проникая в «подсознание» пациента с помощью гипноза, при провоцировании эффекта переноса эмоций пациента с реального объекта на личность врача (эффект называется «трансфер») или при помощи метода свободных ассоциаций, психотерапевт «нашаривает» в потемках чужой души первопричину того или иного недуга (фобии, невроза и т.п.) и предлагает пациенту совместно еще раз пережить случай, приведший к внутреннему конфликту (то есть конфликту между Я, Супер-Я и Оно), направив на сей раз высвободившуюся энергию надлома не в тупик болезни, а в некое позитивное русло. Еще раз подчеркиваю: изложенное выше – попытка популярно изложить в нескольких словах труд, которому умнейший человек посвятил сорок пять лет своей жизни. Разумеется, упрощения и некоторые искажения неизбежны, не взыщите.

Константин Андреев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики

Календарь

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

комментарии