Двоюродные братья во Христе

0
by on 28 декабря, 2010 at 02:33

Архиепископ Павел Пецци в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Орле

Предыдущий материал читайте здесь.

Начнем с католиков – как наиболее близких по вероисповеданию людей, представляющих единую с РПЦ мировую религию – христианство. Во всяком случае, фигурально «обвинить» католиков в «отсутствии на них креста» невозможно было даже в самые православно -«мракобесные» времена. Крест наличествовал, пусть и несколько иной. Увы, разночтения отдельных положений Библии не позволяют православным и католикам считать друг друга родными «братьями». Но двоюродными – вполне.

На Орловщине католический приход (то есть достаточное для проведения месс число верующих) сложился ко второй половине девятнадцатого века – преимущественно из числа репрессированных на родине и сосланных к нам поляков, а также поляков, проходивших в наших краях воинскую службу и чуть позже присоединившихся к ним строителей-прибалтов, тянувших через Орел Рижскую железную дорогу. Католицизм исповедовали и некоторые зажиточные немцы, имевшие в Орле свой бизнес.

Так или иначе, в середине XIX века около двухсот потенциальных прихожан, исповедовавших католичество, на свои деньги выкупили у городских властей небольшой участок земли на пересечении улиц (здесь и далее для наглядности все названия улиц приводятся в их современной «ипостаси») «Горького» и «7-го ноября» и выстроили там так называемую каплицу – одноэтажную церквушку; что-то, вроде православной часовни, в которой тем не менее можно было проводить богослужения. В 1864 году здание было освящено и получило статус официального оплота католиков в Орле.

В семидесятые годы XIX века еще одна «кроха»-каплица появилась на Свято-Троицком кладбище в районе католико-лютеранского участка захоронений. В 1867-1868 годах каплица на «7 ноября» была основательно перестроена в соответствии с традиционными католическими архитектурными канонами. В городе «вырос» настоящий костел, что очень скоро себя «оправдало»: с началом Первой Мировой войны из Польши на восток потянулись беженцы – кто-то из них оседал в Орле. Многие воинские части, расквартированные на Орловщине, комплектовались из поляков. Дабы расширить «полезную площадь» для паствы, костел пришлось реконструировать, пристроив к нему ризницу. После «прописки» в нашем городе Октябрьской революции костел был сдан большевиками католической общине… в аренду! Мол, «балуйтесь», если хотите, только платите денежки.

А в начале 30-х начались репрессии. Большая часть немцев и поляков предпочли (попытались) эмигрировать из Совдепии. Духовенство же покидать паству права не имело. В 1931 году за «шпионаж» посадили одного орловского ксендза, потом еще одного, потом даже органистку(!). К 1938-му в лагерях оказались ВСЕ орловские католические священнослужители, а костел со «священной» формулировкой «по просьбам трудящихся» был закрыт. Вся храмовая атрибутика подлежала уничтожению, а помещение (до чего же цинично в данном контексте звучит это слово!) «отходило» в пользу спортобщества «Динамо» – под спортзал. В те же 30-е прикрыли и каплицу на Троицком. После войны бывшее здание костела (уже почти неузнаваемое) было передано молодому заводу «ПродМаш», коему оно принадлежит и поныне.

Читайте дальше.

Константин Андреев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики

Календарь

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архивы

комментарии