Любовь зла — полюбишь и «Чёрный квадрат»

2
by on 13 марта, 2011 at 22:18

Тоже почти черный и почти квадрат.

Предыдущую часть читайте здесь.

В качестве примера приведу «Черный квадрат» Малевича (любой из семи, дерзновенным автором написанных). Любой искусствовед подтвердит, что эта картина – своего рода «живая иллюстрация» к теоретическому кредо столпа супрематизма; нарочито утрированная, но предельно выразительная и лаконичная визуализация его манифеста «От кубизма к супрематизму».

Есть еще один аспект — форма отображения объекта для восприятия. Для того, чтобы увидеть «Черный квадрат», вы можете отправиться в музей, а можете скачать его репродукцию на android archos в сопровождении аудиофайла, в котором проникновенным голосом будет рассказываться история создания картины. В первом случае вы будете находиться под влиянием соприкосновения с материальным оригиналом, во втором — с подачей материала в сочетании с дополнительными медийными средствами. Голос «за кадром», как хорошая сваха, способен вам все расписать с учетом законов психологии восприятия (да еще НЛП загонят в текст) — и возникнет иллюзия, будто вы все понимаете, и уже любите Малевича больше, чем свой android archos, подаренный другом (подругой) в День всех влюбленных. Подача — это такая хитрая штука, американские сетевые коммивояжеры умеют продать то, что выгодно им, а не нужно вам. И где правда?

Человек, знающий всё это, сумеет оценить «Черный квадрат», прочитать его «тайный» смысл; расшифрует сокрытое в нём послание и так далее, и тому подобное. То есть, искушенный искусствовед способен правильно трактовать, «оприходовать» эту картину. Но едва ли кто-то, не покривив душой, скажет, что ему нравится «Чёрный квадрат», что он любит это полотно, что его «торкает» шедевр Малевича. Кстати, если кто-то вам заявит, что ему нравится «Чёрный квадрат», поинтересуйтесь – какой именно из семи. А заодно – почему остальные шесть нравятся меньше. Обещаю весёлый аттракцион.

Таким образом, признание «Я в этом ничего не понимаю» вовсе не лишает зрителя, слушателя и читателя морального права сказать «Мне нравится» или «Мне не нравится». Искушенность нужна для того, чтобы попытаться дать объективную оценку произведению, вот только смысла в этом я не вижу. Смотрите вы на человека противоположного пола и понимаете, что он (человек) вам нравится. Зачем нужно знание о том, почему (по совокупности каких именно антропометрических данных) этот человек должен нравиться, я совершенно не представляю.

Более того, объективный анализ этих самых пресловутых антропометрических данных может привести к выводу, что симпатичный вам человек как раз не должен и не может нравиться ни при каких обстоятельствах. И что? А ничего. Любовь зла, о вкусах не спорят. И с этой точки зрения, совершенно лишается смысла противопоставление массового искусства элитарному. Для каждого «едока» искусства субъективно лучше то произведение, которое ему «вкуснее», независимо от того, кем, как и из чего оно «приготовлено».

Более того, получается, что массовое искусство (попса в любых ее проявлениях) лучше справляется со своей основной задачей («торкать»), чем искусство «высокое». Но здесь мы сталкиваемся с парадоксальным общечеловеческим критерием ценности – степенью уникальности. Чем что-то реже и чем в меньшей степени поддаётся воспроизведению и повторению, тем оно ценнее – независимо от прикладного значения «раритета».

Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики

Календарь

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архивы

комментарии