Предмет искусства, как гастрономия

0
by on 23 марта, 2011 at 21:10

Попкорн, как предмет вдохновения.

К разговору подключился Владимир Панфилов и сразу расставил рамсы:

Я по отношению к Констанину Андрееву нахожусь в более благоприятных условиях. Оппонировать уже написанному всегда выгоднее. Тема, нужно отметить, вечная и пока к единому знаменателю человечество не пришло. Аргумент – «О вкусах не спорят», не корректен, так, как человечество только тем и занимается, что дискуссирует о предпочтениях.

Владимир Панфилов.
Гастрономические примеры в статье Константина Андреева вполне уместны, раз уж речь идет о вкусах. Но я бы уточнил, что они хороши, когда речь идет о массовой культуре. А образы борща и торта заменил бы на семечки и попкорн. Попкорн – это «Аватар», Леди Гага, мюзиклы Уэбера и т.д., семечки – «Наша раша», Пугачева, Донцова и прочие. И невостребованность сисек Семенович (как и прочих прелестей отечественных звезд) в Европах и Америках вполне объяснима. Не грызут на Западе семечки, нет у них этой традиции, а вот попкорн и мы потребляем.

Я не утверждаю, что семечки хуже, просто они уж очень местечково-специфичны. И отказываться от них бессмысленно. Нравится российскому обывателю шелуха на губах в виде Баскова и Никаса Сафроноса, а, значит, на спрос будет предложение. И с утверждением Андреева, что искусство такой же предмет потребления, как и прочие, я абсолютно согласен. И потребитель всегда определял качество и глубину произведения. И это касается не только попсы, но и классических образцов.

Интересно, неоднократно обращал внимание на то, как мои ровесники (родом из СССР) начинают передергивать понятия в полемике. Будто смысл в том, чтобы раз и навсегда убедить себя любимого в верности сложившегося мировоззрения (которое уже нет возможности изменить). Я, к примеру, не вижу ничего плохого в том, что, если я еду в Узбекистан, меня погода в Самарканде завтра интересует куда больше чем все исторические сокровища Бухары. Всему свое место — но любая культура человека, если она не направлена в вертикальном векторе, суть продукт — и неважно, для ума ли, желудка, или седалища. Важно другое — это горизонтальный вектор культуры, ибо она не приводит к спасению. Сама по себе — ни как вещь, ни как символ, ни как ритуал. А вот шелушащий семечки хлопец, не забывающий осенить себя крестным знамением перед храмом — этот мне важнее и ценнее всех мировых секулярных культур.

Высокую мессу Баха, Джоконду Леонардо, «Преступление и наказание» Достоевского, «Аиду» Верди и еще тысячи и тысячи шедевров мировой классики объединяет такой факт – все они сделаны под заказ. Миф о том, что гений творит исключительно по повелению души – сказка для бедных. Но кроме заказа конкретного, художник ориентировался и на опосредованного заказчика. На его менталитет, интеллект, культурный багаж. Я не собираюсь обвинять творцов в примитивном сребролюбии и корысти. Кроме презренного металла они жаждали и славы, и возможности стать лучшими в профессии, и бессмертия в веках. Стимулы у каждого были свои, но возможность реализовать их, была исключительно через достойного ценителя своего творчества.

Заказчика можно проследить даже по стилям в искусстве. Антика – это образованный рабовладелец, с прекрасными знаниями мифологии, философии, этики и т.д. ренессанс – аристократ духа и меценат, классицизм — изысканный дворянин. Во второй половине девятнадцатого века заказчиком становится буржуа, но не просто нувориш, а буржуа подражающий аристократу. Буржуа-меценат и дилетант (в хорошем, классическом смысле слова).

Век двадцатый, породив «общество потребления», приравнял предмет искусства к продукту массовому и продвигать его стал как Кока колу и чипсы. И весьма в оном преуспел. Искусство для масс существовало всегда, но только в наше время оно превратилось в индустрию. Обыватель платит автору напрямую, через покупку аудио и видео носителя, рейтингом телепрограмм, количеством посещений кинотеатров. А следовательно на первое место выхолит уже маркетинг и промоушн. Никого сейчас не удивляют звезды, кроме форм и секс каналов никакими достоинствами не обладающие. Пипл хавает. А усредненный зритель (читатель, слушатель) высокое искусство не датирует.

Читайте окончание.

Владимир Панфилов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики

Календарь

Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архивы

комментарии