Советская педагогика и психоанализ

0
by on 25 октября, 2011 at 00:56

И. Д. Ермаков.

Можно оставить на совести красной евгеники всевозможные педологические эксперименты первых послереволюционных лет. Остановиться можно лишь на одном (зато каком!) из них. В 1920 году уже известный нам профессор И. Д. Ермаков при поддержке Троцкого создал при Государственном психоневрологическом институте отдел психологии и руководил им. Детищами именно этого отдела стали два уникальных заведения. В Питере и Москве были открыты детские «дома-лаборотории».

И пусть опыты на детях в этих «лабороториях» проводились скорее умозрительные, нежели практические, страшненькой сути это не меняет. Набрали детишек (причем, не беспризорников каких-нибудь, а самых что ни на есть КОНКРЕТНЫХ детишек. В московском Доме ребенка, например, сын Сталина Василий воспитывался) и решили: давайте-ка мы изолируем их от несовершенного пока что общества и попробуем воспитать, подвергая ежесекундно психоанализу и внося общественно полезные коррективы в бессознательное.

И попробовали. На практике это означало примерно следующее. Ежели, скажем, учительница замечала, что мальчик проявляет сексуальный интерес к девочке, она должна была сначала (в строгом соответствии с рекомендациями психоанализа!) перенести этот интерес с девочки на себя (!) (добиться «трансфера»), а уже затем мягко направить его в некое позитивное русло, то есть исхитриться перебросить из сексуальной сферы в творческую. Равносильно тому, как желающему отправиться сегодня туристом на курорт в Египет, предложили бы заменить туры в Египет из Уфы в ноябре рисованием изображений египетских курортов и себя любимого — и чтобы человек от этого приобрел настоящий загар и испытал запах моря в носу.

Расцвет этого маразма пришелся на 1923 год, когда Ермаков возглавил им же созданный Государственный психоаналитический институт. В «Положении» об этой конторе были определены три главные задачи: 1) организация научно-теоретических исследований в области психологии взрослых и детей; 2) научное изучение вопросов, вызванных государственными потребностями; 3) подготовка научных работников вузов в области психоанализа.

Нетрудно догадаться, что основная часть пункта второго – удовлетворение потребностей государства в высокосознательных «зомби» – с треском была провалена, а психоаналитический институт и дочерние по отношению к нему детские дома-лаборатории с не меньшим треском закрыты.
Говорят, имел место такой анекдот.
Как-то маленького Васю Сталина привезли из детского сада-лаборатории домой на побывку.
– Ну, сынок, расскажи, что вы делаете в своем Доме детей? – поинтересовался заботливый отец.
– Нас учат заниматься онанизмом, папа, – ответил простодушный Василий.
С этого, дескать, разгон психоанализа в СССР и начался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики

Календарь

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

комментарии