В чем ценность неповторимых произведений искусства?

2
by on 18 марта, 2011 at 22:43

"Девушка с веслом" снова украсит Парк Горького!

Предыдущую часть читайте здесь.

Считается, что «подлинные» произведения искусства ценны именно потому, что неповторимы. Но лично мне не очень понятно, что в этом хорошег Да, неповторимы. Да, нужно быть настоящим мастером и подлинным гением, чтобы изваять, допустим, Венеру Милосскую. А чтобы изваять «Девушку с веслом», гением быть не нужно.

Но кто мне объяснит, чем мраморная Венера лучше гипсовой любительницы активного отдыха на открытых водоемах, если вторая по-настоящему «торкала» случайных зрителей не реже, чем первая? Или кто-то мне попытается доказать, что люди, которых торкает Девушка с веслом, ХУЖЕ людей, которых торкает Венера? А? То-то!

Или другой пример. Чтобы петь так, как поет Монсерат Кабалье, нужно долго учиться и обладать врожденным талантом, и … и вообще – нужно быть Монсерат Кабалье. А чтобы петь так, как поет Анна Семенович, вообще ничего не нужно… Нет, это неудачный пример. Семенович торкает не песнями, а сиськами. Ну, хорошо – чтобы петь так, как поет, допустим, Ани Лорак, вообще ничего не нужно – ни образования, ни мастерства, ни таланта, нужен только хороший продюсер, однако ж кого-то торкает Кабалье, а кого-то Ани Лорак, и чем в свете этого факта первая ценнее второй? Тем, что Кабалье неповторима? А почему это ценно? Другое дело, что потребители оперной примадонны очень редко потребляют музыку формата Лорак и наоборот, а значит, обе они необходимы и самоценны – с точки зрения оптимизации ассортимента прекрасного в музыкально-песенном сегменте культурного «супермаркета».

Возможно, мы оба неправы, но я полностью поддерживаю тезис Андреева. Для меня, например, гениальность изобретателей операционной системы windows
более очевидна и значима — они создали по-настоящему полезный для масс продукт, открывший возможность работать и любоваться той-же Венерой Милосской, не выходя из дома в любом разрешении. К слову, те же работники искусства должны «в ножки поклониться» работающим на Гейтса специалистам — он и им открыл безграничные возможности — обработки и передачи информации о своих «нетленках», например.

И, коль я уж начал… Никогда не понимал, почему смерть популярного актера (или поэта, или певца) оборачивается национальным трауром, а смерть рядового учителя или врача (простите за спекулятивный социальный штамп) – нет. Что актёр (поэт, певец) умел по-настоящему? Лицедействовать, кривляться, слова ладно складывать, звуки сладкие издавать… Это же… Ну, «торт». Без торта можно обойтись вполне. С ним – лучше, но можно и без него. А работа учителя или врача, плоды их работы – это «хлеб», без которого никуда. Можно написать много красивых слов о том, что деятели искусства – это, де, и совесть человечества, и количество-то добра и красоты в мире они приумножают, и души наши без прекрасного зачерствеют… Но это всё – слова. А Марк Бернес пел когда-то песенку, «Песня простого человека» называлась… И там были такие слова: «А без меня, а без меня здесь даже солнце б не вставало, Здесь даже солнце б не вставало – когда бы не было меня. Нас ТАКИХ большинство – простых людей, без труда которых обойтись было бы проблематично. При этом большинство из нас – именно ПОТРЕБИТЕЛИ искусства. А его производители и создатели, получается, трудятся, чтобы нам доставить удовольствие, чтобы нас торкнуло.

Так почему же богема самопровозгласила себя элитой? Почему «человек искусства» считает себя вправе задирать нос и презирать всех, кого его творчество не торкает? И почему мы, потребители искусства, относимся к этому как к само собой разумеющемуся? Почему, когда в гастрономе нам пытаются продать хреновый творог, мы возмущаемся, отстаиваем свои потребительские права, чувствуя себя ГЛАВНЫМ в связке «продавец-покупатель», а когда речь заходит о потреблении духовной пищи, заранее признаем полное своё бесправие?

Читайте дальше.

Константин Андреев.

2 комментария

  • oca

    18/03/2011

    > А Марк Бернес пел когда-то песенку, «Песня простого человека» называлась…

    Ухахахаха. Аврелика (см. рассказ Голявкина) какая замечательная — Приводить в качестве поддержки своей мысли о важности простого человека слова песни известного человека. Вот засада: надо же было для подтверждения использовать слова простого человека. Вон, хоть Степаныча из 3-го подъезда. А то получается, что свой же тезис и не используется.

  • Pingback: Любовь зла — полюбишь и «Чёрный квадрат»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики

Календарь

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архивы

комментарии